Небо, а не душу, меняют бегущие за море.


ЛЕ ГУИН CONTRA ТОЛКИН





читать дальше

А революция началась как раз с Урсулы Ле Гуин, которая в своем вовсе не

убогом творчестве произвела, в принципе, только одно произведение в стиле

классической фэнтези - зато такое, благодаря которому встала на пьедестал

рядом с Мастером Толкином. Я имею в виду Трилогию Земноморья, "Earthsea". С

пугающей легкостью пани Урсула не ограничилась рамками толкиновских законов

и отказалась от артурианского архетипа - в пользу символики и аллегории.

Какой? Давайте присмотримся повнимательней.

Уже сам по себе Архипелаг Земноморья, это глубинная аллегория -

рассеянные по морю острова сравнимы с одинокими, отчужденными людьми. Жители

Земноморья изолированы друг от друга, одиноки, замкнуты в себе. Состояние их

таково, а не иное - потому что они нечто утратили: для полного счастья и

психического здоровья им не хватает утраченной Руны Королей с лопнувшего

Перстня Эррет Акбе.

Одиночество и отчуждение жителей Земноморья проявляются в том, что они

скрывают свои настоящие имена - скрывают свои истинные чувства. Проявление

чувств, равно как и открытие имени, делают человека беззащитным, отдавая его

на милость чужака. Элита Земноморья - волшебники из Роке, преодолевает этапы

очень трудной, воистину масонской инициации, стремясь к совершенству. Это,

кстати, проявляется и в том, что хороший волшебник без труда может

расшифровать истинное, скрытое имя человека или вещи, и тем самым завоевать

власть над ближним или материей. Но Зло, принявшее в книге форму геббета,

без труда расшифровывает настоящее имя Геда. Так неужели волшебники

потратили многие годы учения лишь затем, чтобы поравняться со Злом?

читать дальше

И вот в подобный Лабиринт самонадеянно вступает Гед - герой, Тесей. И,

так же как и Тесей, Гед зависит от Ариадны. Его Ариадной становится Тенар.

Ибо Тенар - это то, чего не хватает в герое, без чего он неполон,

беспомощен, затерян в символической путанице коридоров, без чего он гибнет

от жажды. Гед жаждет аллегорически - имеется в виду вовсе не Н2О, но анима,

женский элемент, без которого психика несовершенна и недокончена, беспомощна

по отношению к Злу. Гед, знаменитый Повелитель Дракона, могущественный маг,

внезапно превращается в испуганное дитя - в сокровищнице Лабиринта, в

пропитанном дыханием Зла мраке его спасает прикосновение руки Тенар. Гед

идет за своей анимой - ибо должен. Дело в том, что только что он нашел

утраченную руну Эррет Акбе. Символ. Грааль. Женщину!

Вновь действует архетип - как и Тесей, Гед бросает Ариадну. Сейчас

Тенар вырастает в могущественный символ - это очень современная и очень

феминистическая аллегория. аллегория женственности. Тщательно оберегаемая,

культовая девственность и первый мужчина, выворачивающий наизнанку

сложившийся мир. Тенар выводит Геда из Лабиринта - ради себя, точно так, как

сделала это Ариадна с Тесеем. А сам Гед - как и Тесей - не умеет оценить

этого. У Геда нет времени для женщин, поначалу он должен достичь The

Farthest Shore, "Самого дальнего берега". Он не нуждается в женской аниме.

Вот он и отказывается от нее, хотя и любит тешиться мыслью, что кто-то его

ожидает, думает о нем и тоскует на острове Гонт. И это его радует. Как же

это отвратительно по-мужски!

После восемнадцатилетнего перерыва пани Урсула пишет "Техану",

продолжение трилогии, продолжение своей аллегории женственности - на сей раз

празднующей триумф. Пани Урсула всегда была воинствующей феминисткой. Если

кто не верит, а такие имеются, пусть прочтут сборник ее эссе "The Language

of the Night". Пани Урсула никогда не простила своим издателям, которые в

начале карьеры требовали, чтобы она подписывалась таинственными буквамим "У.

К. Ле Гуин". Она никогда не простила Эндре Нортон и Джулиан Мэй прятания за

мужскими псевдонимами.

В "Техану" - как и следовало ожидать - сломленный и униженный Гед

приползает к своей аниме на коленях, а она в этот раз уже знает, как его

задержать, какую дать ему роль, чтобы стать для него всем - наиважнейшей

целью и смыслом жизни, чтобы этот бывший Верховный Маг и Повелитель Дракона

остался с нею до конца дней своих, причем, визжа от радости будто поросенок.

А самовлюбленных волшебников из Роке ожидает невеселое будущее - работа в

фирме, где женщина директор. Ой-ой-ой-ой!



СЫНОВЬЯ АМАЗОНОК - ДОЧЕРИ ГИГАНТОВ



"Техану", как уже говорилось, пришло довольно поздно, в так называемом

межвременье по полкам книжных магазинов прокатилась лавина феминистической

фэнтези. У всех этих книг имелась одна, общая тема: женщина в мире мужчин.

Женщина в мире Конанов, точно так же как и женщина в мире Фордов,

Рокфеллеров и Мэлонов. читать дальше

"Дамская" фэнтези - это отражение воинствующего феминизма конца

шестидесятых - начала семидесятых годов, борьбы женщин за "equal rights",

которых, якобы, женщинам не хотели давать мужчины, называемые тогда не иначе

как мужские шовинистические свиньи, в сокращении - МСР, male chauvinist

pigs. читать дальшеУ

Джона Нормана же герои только и делают, что насилуют. А женщина у Джона

Нормана перед изнасилованием должна быть связана, закована в цепи,

исхлестана и клеймлена раскаленным железом. Клинический случай вагинальных

фобий, усугубленный комплексом неудачника, боящегося подойти к женщине, у

которой не связаны руки и которая может решительно противостоять всем

предложениям.

В произведениях феминистской фэнтези женщины не соответствуют

конановско-горовской схеме. Они и сами могут трахнуть нахала мечом или

заклинанием, а если ее кто даже и изнасилует, ему беда. Он дорого заплатит,

самое позднее, в пятом томе саги.читать дальше

Если уж зашла речь о Циммер Брэдли, то она издает известный цикл "Sword

and Sorceress", что переводится как - внимание! - "Меч и магия женского

рода". Входящие в цикл сборники рассказов уже добрались до номера девятого,

и расходятся неплохо. Они - если говорить о жанре "фэнтези" - всего лишь

неплохое место для удачного старта дебютантов и молодых писателей. А точнее,

писательниц, учтя ведущую идею. Писателей туда тоже, иногда, допускают, но,

см. выше. Они должны преклонить головы и колени, у них должен съежиться и

упасть... мужской гонор.

Будущее жанра видно как на ладони.