Небо, а не душу, меняют бегущие за море.
8 : 33



Безумие фэнтези не могло, ясное дело, обойти и Польши. Но, появление

фэнтези в нашей стране совпало по времени с некоторым переломом в области

культуры, состоящем в полнейшем отказе от требующего напряженного труда

процесса, которым является чтение, в пользу гораздо более легкого в

обслуживании и восприятии зрительских масс видео. читать дальше



ПИРУГ, или ПОЛЯК ТОЖЕ КОЙ ЧЕГО МОГЁТ





Царящее у нас полнейшее незнание относительно канонов жанра не

удержало, однако, родимых авторов от попыток написания фэнтези "made in

Poland". И все было, о чудо, в меру неплохо до тех пор, пока расклевывалась

говардовско-толкиновская схемка, пока у Яцека Пекары империи сталкивались в

сражениях за овладение Страной Никогда-Никогда, а у Феликса Креса мрачные

герои сражались против фатума. читать дальше

Внезапно в нашей фэнтези сделалось как-то славянско, красно и квасно,

молодцевато и холодцевато, холстинно и посконно. Свойски. Запахло городищем,

деревней и срубом в лапу, повеяло, как говорят приятели-москали: летом,

цветом и - звыняйте - гавном. Ба-бах! А че эт-там грохнуло? Болько в Одру

столбы вбивает? (легендарно-историческое отражение установления Болеславом

Храбрым границы по Одеру - прим. перев.) Или, может, Чцибор лупит Годона и

Зигфрида под Цедынью? А может это комар со священного дуба сверзился?

Нет, это всего лишь наша, родемая, славянская фэнтези.

читать дальше

У нас уже имеются многочисленные Пируги, являющиеся производными Конана

и классической sword and sorcery, есть нечто вроде пирогизированного

Лавкрафта, имеются пробы пироговатого посттолкинизма, есть даже Черные

Пируги, притворяющиеся dark fantasy. Не могли не появиться и производные от

"Туманов Авалона", то есть Пируги фантастико-исторические. И вот уже вместо

Артура, Ланселота и Гевэйна имеются у нас Пируги, Кушмидры и Свеннссоны из

Йомсборга. Вместо пиктов и саксов у нас свеи, даны и поморцы. Вместо Мерлина

и Морган Ле Фей имеем волхвов и вышеупомянутых жерцов. Война и пожары, кили

норманнских драккаров скрежещут о песок славянских берегов, столины воют,

Йомсборг атакует, берсеркеры зубы скалят, немцы на град валят, наши их бьют,

кровь рекою, Сварожич сварожится, а антилопа гну. Жерцы, как и все жерцы,

жрут и пользуют чарами в половых отношениях. Всех и вся. И что?

И Пируг, Пируг, Пируг, трижды Пируг.







ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ЛЯП





читать дальше

И как раз в этом месте я обязан с грохотом ударить себя в хилую грудь.

Я написал, покаянно признаюсь, несколько рассказов довольно-таки, скажем,

антиверистического характера. В этих же рассказах, не оглядываясь на святые

законы и установления фэнтези, на каждом шагу делал я - как назвала это

молодая критикесса из "Феникса" - ляпсусы. Молодая критикесса, со

свойственной себе въедливостью безошибочно расшифровала меня, доказывая, что

данные ляпсусы слишком часты, чтобы быть случайными. Бью себя в хилую грудь

во второй раз. Случайными не были.

Самым же страшным ляпсусом, который невозможно было выбросить или

поправить в тексте внимательным исправителям из "Фантастики", были

батистовые трусы Ренфри из рассказа "Меньшее зло". Так называемое

литературное общество вскипело и начало дискутировать. Трусы! В фэнтези!

Чушь и отсутствие уважения к конвенции! Грех и анафема! Толкина не читал,

или как? Канонов не знает, или что? Да разве Галадриэль носит трусы? Не

носит, потому что тогда трусов не носили!

Через некоторое время общество несколько поостыло и утихомирилось, а

трусики посчитали "оригинальными". Возможно, кому-то и другому кроме Мацека

Паровского в трусиках этих запахло в этих трусиках постмодернизмом и

путешествиями во времени. Только один молоденький Пируг отреагировал на

трусы Ренфри гордо, холодно и презрительно, описывая собственную героиню,

которая, приступая к половому акту снимает "...набедренную повязку и жгут,

поддерживающий груди". Сам же эффект холодного презрения, равно как и знаний

относительно того, что "тогда" носили девушки под юбкой, был безнадежно

испорчен самого полового акта, без всяческой меры и воображения смешного.

Другие Пируги глубоко задумались. Ага, сказали они, Сапковскому можно

делать ляпсусы, и это еще называется постмодернизмом. Так что ежли мы,

надумали Пируги, будем всаживать ужасные ляпы, то и мы доростем до

постмодернистов.

читать дальше



РУКИ, НОГИ И МОЗГИ ПО СТЕНКЕ!





читать дальше

Фэнтези - это эскапизм. Это бегство в Стpану Мечты. Аpхетип

соответствует нам еще и потому, что говоpит, от чего мы бежим. Путешествуя

вместе с Фpодо, Гедом, Аpагоpном или Белгаpионом, мы сбегаем в миp, где

побеждает добpо, пpовеpяется дpужба, всегда считаются с честью и

законопоpядком, где любовь всегда будет победительницей. Мы сбегаем в миp, в

котоpом магия, соответствие всемогущей, но бездушной технике, не служит, как

техника, любому, недостойному наpавне со спpаведливым. Мы сбегаем в миp, в

котоpом жестокость, нетеpпимость, болезненная жажда власти и стpемление

пpевpатить зеленую Стpану Hигде-Hигде в Моpдоp, в Бесплодные Земли (место

действия поэм Т. Элиота "Воины Бесплодной Земли" - пpим. пеpев.), по котоpым

шастают оpды оpков, всегда останавливаются, побеждаются и каpаются.

А мы, от чего должны сбегать мы? Исключая всепобеждающее желание бежать

вообще, подальше от того, что видим здесь? Бездушная технизация еще не

зацепила нас так сильно, как амеpиканцев. У нас батаpеи все так же бездушно

не гpеют, поезда опаздывают, из кpанов течет холоднющая и вонючая вода,

книжки без опечаток не существует как таковой, а фиат-малыш не надоест

своими удобствами настолько, чтобы еще помечтать о пpогулке веpхом по лесу.

Hашим ближайшим соседям тоже известны данные пpоблемы и их местные

особенности. Когда у Онджея Hеффа спpосили, почему он не пишет в таком

модном сейчас стиле как кибеpпанк, писатель ответил, что не находит в себе

желания пугать своих земляков-чехов ужасающими пеpспективами тотальной

компьютеpизации и технизации, когда одновpеменно в совpеменной ему Пpаге,

цитиpую, человек не может найти ни одной pаботающей телефонной будки.

По-видимому, в фэнтези мы ищем возможность сбежать в приключение, в

quest, в солидарность и дружбу геройской дружины? Нас привлекают

благородство и правота героев, непобедимые атрибуты, противостоящие Злу? Мы

хотим мечтать, что в борьбе за справедливость побеждает не бицепс, не кулак

и не холодная сталь, но благородство, терпимость и умение прощать? читать дальше



РЕБЯЧЕСТВО



Откуда же все это берется, может спросить кто-нибудь. Интересующихся

отсылаю к "Безумцу с факелом" Яцека Инглота. Нашим фантастам надо

конкурировать с покупной, заграничной дрянью, следовательно "побольше крови

и спермы!". А то что страдает жанр?! А фэнтези? Так все равно, никто и

понятия не имеет, что это такое. Никто ведь не читал. читать дальше

И, к огромному сожалению - повторяю - в случае фэнтези совершеннейшее

незнание канона. И метода. Нет метода. Остался лишь Пируг.

И потому-то у нас нет фэнтези, способной конкурировать с Толкином, Ле

Гуин, Джеком Вэнсом, Патрицией МакКиллип, Дональдсоном или Эддингсом. У нас

же имеется такая, скажем, splatter-gore-fuck and puck fantasy. Фэнтези для

таких, которым достаточно мечтаний о том, чтобы трахнуть собеседника по

голове или там по почкам, посадить его на кол или на копье, мечтаний о том,

чтобы войти в избранницу и трепыхать на ней самим собой долго и ничего

вокруг не замечая, в то время как избранница воет от наслаждения и раздирает

спину ногтями. Фэнтези для тех, для которых бегство именно в такую, а не

другую мечту позволяет почувствовать себя лучше.

Что ж, каждый имеет такое бегство, которого он заслуживает.

Берлин, ноябрь 1992 г.







ПРИМЕЧАНИЯ





читать дальше

6. - Ну ладно, вот он, мой хит-парад, мой частный "Top Twelve". После

Толкина и Ле Гуин идут: Стивен Дональдсон "Томас Ковенант"; Т. Уайт "Король

Былого и Грядущего"; Питер Бигл "Последний Единорог"; Роджер Желязны

"Амбер"; Мэрион Циммер Брэдли "Туманы Авалона"; Джек Вэнс "Лайонесс"; Тэнит

Ли "Рожденная могилой", Патриция МакКиллип "Riddlemaster of Hed" & "The

Forgotten Beasts of Eld"; Дэвид Эддингз "Белгариад" и Фриц Лейбер - цикл

"Мечи..." , то есть, Фафхрд и Серый Котяра.

читать дальше




Комментарии
14.04.2006 в 20:38

ну ты тут и развёл бадягу :)))

хотя конечно, жалко, что твой хит-парад для меня остается набором непонятных символов((

совсем я не знаком с подобной литературой (кроме Толкиена, разумеется), так что аж жалко..
14.04.2006 в 23:59

Небо, а не душу, меняют бегущие за море.
Это не я развёл, а Анджей Сапковский, написавший сагу о Геральте и Цири.)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail