Небо, а не душу, меняют бегущие за море.
8 : 33
Безумие фэнтези не могло, ясное дело, обойти и Польши. Но, появление
фэнтези в нашей стране совпало по времени с некоторым переломом в области
культуры, состоящем в полнейшем отказе от требующего напряженного труда
процесса, которым является чтение, в пользу гораздо более легкого в
обслуживании и восприятии зрительских масс видео. читать дальше
ПИРУГ, или ПОЛЯК ТОЖЕ КОЙ ЧЕГО МОГЁТ
Царящее у нас полнейшее незнание относительно канонов жанра не
удержало, однако, родимых авторов от попыток написания фэнтези "made in
Poland". И все было, о чудо, в меру неплохо до тех пор, пока расклевывалась
говардовско-толкиновская схемка, пока у Яцека Пекары империи сталкивались в
сражениях за овладение Страной Никогда-Никогда, а у Феликса Креса мрачные
герои сражались против фатума. читать дальше
Внезапно в нашей фэнтези сделалось как-то славянско, красно и квасно,
молодцевато и холодцевато, холстинно и посконно. Свойски. Запахло городищем,
деревней и срубом в лапу, повеяло, как говорят приятели-москали: летом,
цветом и - звыняйте - гавном. Ба-бах! А че эт-там грохнуло? Болько в Одру
столбы вбивает? (легендарно-историческое отражение установления Болеславом
Храбрым границы по Одеру - прим. перев.) Или, может, Чцибор лупит Годона и
Зигфрида под Цедынью? А может это комар со священного дуба сверзился?
Нет, это всего лишь наша, родемая, славянская фэнтези.
читать дальше
У нас уже имеются многочисленные Пируги, являющиеся производными Конана
и классической sword and sorcery, есть нечто вроде пирогизированного
Лавкрафта, имеются пробы пироговатого посттолкинизма, есть даже Черные
Пируги, притворяющиеся dark fantasy. Не могли не появиться и производные от
"Туманов Авалона", то есть Пируги фантастико-исторические. И вот уже вместо
Артура, Ланселота и Гевэйна имеются у нас Пируги, Кушмидры и Свеннссоны из
Йомсборга. Вместо пиктов и саксов у нас свеи, даны и поморцы. Вместо Мерлина
и Морган Ле Фей имеем волхвов и вышеупомянутых жерцов. Война и пожары, кили
норманнских драккаров скрежещут о песок славянских берегов, столины воют,
Йомсборг атакует, берсеркеры зубы скалят, немцы на град валят, наши их бьют,
кровь рекою, Сварожич сварожится, а антилопа гну. Жерцы, как и все жерцы,
жрут и пользуют чарами в половых отношениях. Всех и вся. И что?
И Пируг, Пируг, Пируг, трижды Пируг.
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ЛЯП
читать дальше
И как раз в этом месте я обязан с грохотом ударить себя в хилую грудь.
Я написал, покаянно признаюсь, несколько рассказов довольно-таки, скажем,
антиверистического характера. В этих же рассказах, не оглядываясь на святые
законы и установления фэнтези, на каждом шагу делал я - как назвала это
молодая критикесса из "Феникса" - ляпсусы. Молодая критикесса, со
свойственной себе въедливостью безошибочно расшифровала меня, доказывая, что
данные ляпсусы слишком часты, чтобы быть случайными. Бью себя в хилую грудь
во второй раз. Случайными не были.
Самым же страшным ляпсусом, который невозможно было выбросить или
поправить в тексте внимательным исправителям из "Фантастики", были
батистовые трусы Ренфри из рассказа "Меньшее зло". Так называемое
литературное общество вскипело и начало дискутировать. Трусы! В фэнтези!
Чушь и отсутствие уважения к конвенции! Грех и анафема! Толкина не читал,
или как? Канонов не знает, или что? Да разве Галадриэль носит трусы? Не
носит, потому что тогда трусов не носили!
Через некоторое время общество несколько поостыло и утихомирилось, а
трусики посчитали "оригинальными". Возможно, кому-то и другому кроме Мацека
Паровского в трусиках этих запахло в этих трусиках постмодернизмом и
путешествиями во времени. Только один молоденький Пируг отреагировал на
трусы Ренфри гордо, холодно и презрительно, описывая собственную героиню,
которая, приступая к половому акту снимает "...набедренную повязку и жгут,
поддерживающий груди". Сам же эффект холодного презрения, равно как и знаний
относительно того, что "тогда" носили девушки под юбкой, был безнадежно
испорчен самого полового акта, без всяческой меры и воображения смешного.
Другие Пируги глубоко задумались. Ага, сказали они, Сапковскому можно
делать ляпсусы, и это еще называется постмодернизмом. Так что ежли мы,
надумали Пируги, будем всаживать ужасные ляпы, то и мы доростем до
постмодернистов.
читать дальше
РУКИ, НОГИ И МОЗГИ ПО СТЕНКЕ!
читать дальше
Фэнтези - это эскапизм. Это бегство в Стpану Мечты. Аpхетип
соответствует нам еще и потому, что говоpит, от чего мы бежим. Путешествуя
вместе с Фpодо, Гедом, Аpагоpном или Белгаpионом, мы сбегаем в миp, где
побеждает добpо, пpовеpяется дpужба, всегда считаются с честью и
законопоpядком, где любовь всегда будет победительницей. Мы сбегаем в миp, в
котоpом магия, соответствие всемогущей, но бездушной технике, не служит, как
техника, любому, недостойному наpавне со спpаведливым. Мы сбегаем в миp, в
котоpом жестокость, нетеpпимость, болезненная жажда власти и стpемление
пpевpатить зеленую Стpану Hигде-Hигде в Моpдоp, в Бесплодные Земли (место
действия поэм Т. Элиота "Воины Бесплодной Земли" - пpим. пеpев.), по котоpым
шастают оpды оpков, всегда останавливаются, побеждаются и каpаются.
А мы, от чего должны сбегать мы? Исключая всепобеждающее желание бежать
вообще, подальше от того, что видим здесь? Бездушная технизация еще не
зацепила нас так сильно, как амеpиканцев. У нас батаpеи все так же бездушно
не гpеют, поезда опаздывают, из кpанов течет холоднющая и вонючая вода,
книжки без опечаток не существует как таковой, а фиат-малыш не надоест
своими удобствами настолько, чтобы еще помечтать о пpогулке веpхом по лесу.
Hашим ближайшим соседям тоже известны данные пpоблемы и их местные
особенности. Когда у Онджея Hеффа спpосили, почему он не пишет в таком
модном сейчас стиле как кибеpпанк, писатель ответил, что не находит в себе
желания пугать своих земляков-чехов ужасающими пеpспективами тотальной
компьютеpизации и технизации, когда одновpеменно в совpеменной ему Пpаге,
цитиpую, человек не может найти ни одной pаботающей телефонной будки.
По-видимому, в фэнтези мы ищем возможность сбежать в приключение, в
quest, в солидарность и дружбу геройской дружины? Нас привлекают
благородство и правота героев, непобедимые атрибуты, противостоящие Злу? Мы
хотим мечтать, что в борьбе за справедливость побеждает не бицепс, не кулак
и не холодная сталь, но благородство, терпимость и умение прощать? читать дальше
РЕБЯЧЕСТВО
Откуда же все это берется, может спросить кто-нибудь. Интересующихся
отсылаю к "Безумцу с факелом" Яцека Инглота. Нашим фантастам надо
конкурировать с покупной, заграничной дрянью, следовательно "побольше крови
и спермы!". А то что страдает жанр?! А фэнтези? Так все равно, никто и
понятия не имеет, что это такое. Никто ведь не читал. читать дальше
И, к огромному сожалению - повторяю - в случае фэнтези совершеннейшее
незнание канона. И метода. Нет метода. Остался лишь Пируг.
И потому-то у нас нет фэнтези, способной конкурировать с Толкином, Ле
Гуин, Джеком Вэнсом, Патрицией МакКиллип, Дональдсоном или Эддингсом. У нас
же имеется такая, скажем, splatter-gore-fuck and puck fantasy. Фэнтези для
таких, которым достаточно мечтаний о том, чтобы трахнуть собеседника по
голове или там по почкам, посадить его на кол или на копье, мечтаний о том,
чтобы войти в избранницу и трепыхать на ней самим собой долго и ничего
вокруг не замечая, в то время как избранница воет от наслаждения и раздирает
спину ногтями. Фэнтези для тех, для которых бегство именно в такую, а не
другую мечту позволяет почувствовать себя лучше.
Что ж, каждый имеет такое бегство, которого он заслуживает.
Берлин, ноябрь 1992 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
читать дальше
6. - Ну ладно, вот он, мой хит-парад, мой частный "Top Twelve". После
Толкина и Ле Гуин идут: Стивен Дональдсон "Томас Ковенант"; Т. Уайт "Король
Былого и Грядущего"; Питер Бигл "Последний Единорог"; Роджер Желязны
"Амбер"; Мэрион Циммер Брэдли "Туманы Авалона"; Джек Вэнс "Лайонесс"; Тэнит
Ли "Рожденная могилой", Патриция МакКиллип "Riddlemaster of Hed" & "The
Forgotten Beasts of Eld"; Дэвид Эддингз "Белгариад" и Фриц Лейбер - цикл
"Мечи..." , то есть, Фафхрд и Серый Котяра.
читать дальше
Безумие фэнтези не могло, ясное дело, обойти и Польши. Но, появление
фэнтези в нашей стране совпало по времени с некоторым переломом в области
культуры, состоящем в полнейшем отказе от требующего напряженного труда
процесса, которым является чтение, в пользу гораздо более легкого в
обслуживании и восприятии зрительских масс видео. читать дальше
ПИРУГ, или ПОЛЯК ТОЖЕ КОЙ ЧЕГО МОГЁТ
Царящее у нас полнейшее незнание относительно канонов жанра не
удержало, однако, родимых авторов от попыток написания фэнтези "made in
Poland". И все было, о чудо, в меру неплохо до тех пор, пока расклевывалась
говардовско-толкиновская схемка, пока у Яцека Пекары империи сталкивались в
сражениях за овладение Страной Никогда-Никогда, а у Феликса Креса мрачные
герои сражались против фатума. читать дальше
Внезапно в нашей фэнтези сделалось как-то славянско, красно и квасно,
молодцевато и холодцевато, холстинно и посконно. Свойски. Запахло городищем,
деревней и срубом в лапу, повеяло, как говорят приятели-москали: летом,
цветом и - звыняйте - гавном. Ба-бах! А че эт-там грохнуло? Болько в Одру
столбы вбивает? (легендарно-историческое отражение установления Болеславом
Храбрым границы по Одеру - прим. перев.) Или, может, Чцибор лупит Годона и
Зигфрида под Цедынью? А может это комар со священного дуба сверзился?
Нет, это всего лишь наша, родемая, славянская фэнтези.
читать дальше
У нас уже имеются многочисленные Пируги, являющиеся производными Конана
и классической sword and sorcery, есть нечто вроде пирогизированного
Лавкрафта, имеются пробы пироговатого посттолкинизма, есть даже Черные
Пируги, притворяющиеся dark fantasy. Не могли не появиться и производные от
"Туманов Авалона", то есть Пируги фантастико-исторические. И вот уже вместо
Артура, Ланселота и Гевэйна имеются у нас Пируги, Кушмидры и Свеннссоны из
Йомсборга. Вместо пиктов и саксов у нас свеи, даны и поморцы. Вместо Мерлина
и Морган Ле Фей имеем волхвов и вышеупомянутых жерцов. Война и пожары, кили
норманнских драккаров скрежещут о песок славянских берегов, столины воют,
Йомсборг атакует, берсеркеры зубы скалят, немцы на град валят, наши их бьют,
кровь рекою, Сварожич сварожится, а антилопа гну. Жерцы, как и все жерцы,
жрут и пользуют чарами в половых отношениях. Всех и вся. И что?
И Пируг, Пируг, Пируг, трижды Пируг.
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ЛЯП
читать дальше
И как раз в этом месте я обязан с грохотом ударить себя в хилую грудь.
Я написал, покаянно признаюсь, несколько рассказов довольно-таки, скажем,
антиверистического характера. В этих же рассказах, не оглядываясь на святые
законы и установления фэнтези, на каждом шагу делал я - как назвала это
молодая критикесса из "Феникса" - ляпсусы. Молодая критикесса, со
свойственной себе въедливостью безошибочно расшифровала меня, доказывая, что
данные ляпсусы слишком часты, чтобы быть случайными. Бью себя в хилую грудь
во второй раз. Случайными не были.
Самым же страшным ляпсусом, который невозможно было выбросить или
поправить в тексте внимательным исправителям из "Фантастики", были
батистовые трусы Ренфри из рассказа "Меньшее зло". Так называемое
литературное общество вскипело и начало дискутировать. Трусы! В фэнтези!
Чушь и отсутствие уважения к конвенции! Грех и анафема! Толкина не читал,
или как? Канонов не знает, или что? Да разве Галадриэль носит трусы? Не
носит, потому что тогда трусов не носили!
Через некоторое время общество несколько поостыло и утихомирилось, а
трусики посчитали "оригинальными". Возможно, кому-то и другому кроме Мацека
Паровского в трусиках этих запахло в этих трусиках постмодернизмом и
путешествиями во времени. Только один молоденький Пируг отреагировал на
трусы Ренфри гордо, холодно и презрительно, описывая собственную героиню,
которая, приступая к половому акту снимает "...набедренную повязку и жгут,
поддерживающий груди". Сам же эффект холодного презрения, равно как и знаний
относительно того, что "тогда" носили девушки под юбкой, был безнадежно
испорчен самого полового акта, без всяческой меры и воображения смешного.
Другие Пируги глубоко задумались. Ага, сказали они, Сапковскому можно
делать ляпсусы, и это еще называется постмодернизмом. Так что ежли мы,
надумали Пируги, будем всаживать ужасные ляпы, то и мы доростем до
постмодернистов.
читать дальше
РУКИ, НОГИ И МОЗГИ ПО СТЕНКЕ!
читать дальше
Фэнтези - это эскапизм. Это бегство в Стpану Мечты. Аpхетип
соответствует нам еще и потому, что говоpит, от чего мы бежим. Путешествуя
вместе с Фpодо, Гедом, Аpагоpном или Белгаpионом, мы сбегаем в миp, где
побеждает добpо, пpовеpяется дpужба, всегда считаются с честью и
законопоpядком, где любовь всегда будет победительницей. Мы сбегаем в миp, в
котоpом магия, соответствие всемогущей, но бездушной технике, не служит, как
техника, любому, недостойному наpавне со спpаведливым. Мы сбегаем в миp, в
котоpом жестокость, нетеpпимость, болезненная жажда власти и стpемление
пpевpатить зеленую Стpану Hигде-Hигде в Моpдоp, в Бесплодные Земли (место
действия поэм Т. Элиота "Воины Бесплодной Земли" - пpим. пеpев.), по котоpым
шастают оpды оpков, всегда останавливаются, побеждаются и каpаются.
А мы, от чего должны сбегать мы? Исключая всепобеждающее желание бежать
вообще, подальше от того, что видим здесь? Бездушная технизация еще не
зацепила нас так сильно, как амеpиканцев. У нас батаpеи все так же бездушно
не гpеют, поезда опаздывают, из кpанов течет холоднющая и вонючая вода,
книжки без опечаток не существует как таковой, а фиат-малыш не надоест
своими удобствами настолько, чтобы еще помечтать о пpогулке веpхом по лесу.
Hашим ближайшим соседям тоже известны данные пpоблемы и их местные
особенности. Когда у Онджея Hеффа спpосили, почему он не пишет в таком
модном сейчас стиле как кибеpпанк, писатель ответил, что не находит в себе
желания пугать своих земляков-чехов ужасающими пеpспективами тотальной
компьютеpизации и технизации, когда одновpеменно в совpеменной ему Пpаге,
цитиpую, человек не может найти ни одной pаботающей телефонной будки.
По-видимому, в фэнтези мы ищем возможность сбежать в приключение, в
quest, в солидарность и дружбу геройской дружины? Нас привлекают
благородство и правота героев, непобедимые атрибуты, противостоящие Злу? Мы
хотим мечтать, что в борьбе за справедливость побеждает не бицепс, не кулак
и не холодная сталь, но благородство, терпимость и умение прощать? читать дальше
РЕБЯЧЕСТВО
Откуда же все это берется, может спросить кто-нибудь. Интересующихся
отсылаю к "Безумцу с факелом" Яцека Инглота. Нашим фантастам надо
конкурировать с покупной, заграничной дрянью, следовательно "побольше крови
и спермы!". А то что страдает жанр?! А фэнтези? Так все равно, никто и
понятия не имеет, что это такое. Никто ведь не читал. читать дальше
И, к огромному сожалению - повторяю - в случае фэнтези совершеннейшее
незнание канона. И метода. Нет метода. Остался лишь Пируг.
И потому-то у нас нет фэнтези, способной конкурировать с Толкином, Ле
Гуин, Джеком Вэнсом, Патрицией МакКиллип, Дональдсоном или Эддингсом. У нас
же имеется такая, скажем, splatter-gore-fuck and puck fantasy. Фэнтези для
таких, которым достаточно мечтаний о том, чтобы трахнуть собеседника по
голове или там по почкам, посадить его на кол или на копье, мечтаний о том,
чтобы войти в избранницу и трепыхать на ней самим собой долго и ничего
вокруг не замечая, в то время как избранница воет от наслаждения и раздирает
спину ногтями. Фэнтези для тех, для которых бегство именно в такую, а не
другую мечту позволяет почувствовать себя лучше.
Что ж, каждый имеет такое бегство, которого он заслуживает.
Берлин, ноябрь 1992 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
читать дальше
6. - Ну ладно, вот он, мой хит-парад, мой частный "Top Twelve". После
Толкина и Ле Гуин идут: Стивен Дональдсон "Томас Ковенант"; Т. Уайт "Король
Былого и Грядущего"; Питер Бигл "Последний Единорог"; Роджер Желязны
"Амбер"; Мэрион Циммер Брэдли "Туманы Авалона"; Джек Вэнс "Лайонесс"; Тэнит
Ли "Рожденная могилой", Патриция МакКиллип "Riddlemaster of Hed" & "The
Forgotten Beasts of Eld"; Дэвид Эддингз "Белгариад" и Фриц Лейбер - цикл
"Мечи..." , то есть, Фафхрд и Серый Котяра.
читать дальше
хотя конечно, жалко, что твой хит-парад для меня остается набором непонятных символов((
совсем я не знаком с подобной литературой (кроме Толкиена, разумеется), так что аж жалко..