Небо, а не душу, меняют бегущие за море.
Анджей Сапковский пишет о фэнтэзи.

читать дальше



ФЭНТЕЗИ - БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ!



Вскоре после смерти Говарда, в 1937 году, мало кому известный мистер

Толкин, которому исполнилось сорок пять лет, публикует в Англии книжку для

детей, которую назвал "Хоббит, или Туда и обратно". Толкиновская концепция

Невер-Невер Лэнда, названная Средиземьем, родилась в двадцатых годах нашего

века. И только лишь в 1954 году издательство Аллен и Анвин (Allen & Unwin),

выпускает "Повелителя Колец". Создание произведения, трилогии, которому было

суждено потрясти миром, заняло у автора двенадцать лет. Его опередил К. С.

Льюис со своей "Нарнией", изданной в 1950 году, но, тем не менее, не Льюис,

но Толкин бросил весь мир на колени. Правда, поскольку нет пророка в своем

отечестве, это бросание на колени происходит в широком масштабе только лишь

в 1965/1966 годах после издания в Штатах карманной версии.

Карманное, пейпербэковое издание трилогии по времени совпадает с

переизданием (и новой редакцией) полной серии "Конанов", которое провел Л.

Спрэг де Камп.

Тут следует заметить - два автора и две книги. Две книги настолько же

отличающиеся, насколько отличаются их авторы. Юный невротик и зрелый,

солидный профессор. Конан из Киммерии и Фродо Бэггинс из Хоббитона. Две

такие различные страны Никогда-Никогда. И одинаковый успех. И начавшиеся

культовое поклонение и безумие!

Когда уже начались культовое поклонение и сумасшествие, поглядели

назад. Естественно, была замечена "Нарния" Льюиса, и третье имя с триумфом

было дополнительно занесено в список. Но кто-то узрел и стародавний "Лес за

миром" Уильяма Морриса, "Алису в стране чудес" Льюиса Керрола, даже

"Волшебника страны Оз" Френка Баума, появившегося еще в 1900 году. Был

замечен также "Once and Future King" (в издании "Северо-Запада" - "Король

былого и грядущего" - прим. перев.) Т. Уайта, изданный в 1958 году. Да,

конечно же, это тоже была фэнтези - которая по-английски означает всего лишь

"фантазия". Но все же, как заметили более трезвые исследователи, эти

дотолкиновские штучки не имели такого популярного характера, как "Повелитель

Колец" или же "Конан". А кроме того, добавили более трезвые исследователи,

если уж так устанавливать критерии, то где же место для Питера Пэна или

Винни Пуха? Ведь это тоже фантазия, тоже фэнтези. Посему, на скорую руку был

запузырен новый термин "adult fantasy" (фэнтези для взрослых) - явно для

того, чтобы преградить Винни Пуху дорогу в списки фантастических

бестселлеров.



ФЭНТЕЗИ - ЭКСПАНСИЯ





читать дальше



ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ТЫКВЕННОЙ КАРЕТЕ





А фэнтези - ответит на это каждый истинный фэн - какая она есть, видит

каждый. А родом она из сказки. Уже Лем писал - скажет вам каждый истинный

фэн - что фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминизированной

судьбы, это рассказ, в котором детерминизм судьбы подточен стохастикой

случайности.

Ха! Написано так мудрено, что прямо зубы заныли, а ведь это еще не

конец. Изучая классика далее, мы узнаем, что фэнтези принципиально

отличается от сказки, ибо фэнтези это игра с ненулевой суммой, и вместе с

тем не очень-то отличается от сказки, поскольку она одинаково антиверистична

по отношению к событийному опыту. читать дальше



А дискуссия о том, что волшебных тыкв не было и не будет, а

Большой Взрыв был или когда-то там еще будет, для меня останется дискуссией

бесплодной и смешной, которую можно сравнить с позицией тех цекистских

деятелей от культуры, что когда-то требовали от Теофила Оцепки, чтобы тот

прекратил рисовать гномов, а переключился на изображение коммунистических

достижений, поскольку гномов нет и не бывает, а коммунизм есть. И давайте

договоримся раз и навсегда: с точки зрения антиверизма фэнтези не лучше и не

хуже, чем так называемая научная фантастика. А наш рассказ о Золушке, чтобы

уж был совсем правдоподобным, в последних стоках обязан оказаться сном

секретарши из Бельско-Бяльского проектного бюро, укушавшейся вермутом в

новогоднюю ночь.



МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ И СКАЗКОЙ





читать дальше



ГЭНДАЛЬФА В ПРЕЗИДЕНТЫ!



читать дальше Ведь легенда о Короле Артуре, прежде всего,

легенда печальная и меланхоличная, она - как наверняка сказал бы Лем -

легенда с "ненулевой суммой". Мы же помним: смерть Артура от руки Мордреда

делает невозможным создание Царства Добра, Света и Мира. Грааль, вместо

того, чтобы объединить рыцарей - распыляет их в разные стороны и делает

антагонистами, делит их на достойных и недостойных прикосновения к Священной

Чаше. А для наидостойнейшего, для Галахэда, встреча с Граалем означает

прощание с этим миром. Ланселот сходит с ума, Мерлин дает себя обмануть

Нимюэ и погружается в колдовской сон в темнице. Что-то заканчивается -

кончается эпоха. Древний, Старший Народ Великой и Малой Британии - эльфы и

другие расы - должен уплыть на Запад, в Авалон или Тир-Нан-Ог, потому что в

нашем мире для них уже нет места.

И действительно, не слишком-то чувствуется здесь "гомеостат сказки". А

борьба Добра со Злом?

В легенде триумф зла происходит не прямо и вообще, не очевидно: Мордред

гибнет, Морган Ле Фей тоже проигрывает. Но сама смерть Артура должна - ведь

мы это знаем - вызвать крушение великолепных планов короля. Отсутствие

наследника должно вызвать хаос, борьбу за власть, анархию, мрак.

Но в то же время, Мерлин вечен и когда-то вернется - как и Гэндальф? А

следовательно - ГЭНДАЛЬФА В ПРЕЗИДЕНТЫ. Вернется с Авалона и Артур, который,

все-таки, Король Былого и Грядущего. А вернется он тогда, когда с нашим

миром будет уже по-настоящему паршиво, он очистит наш мир от остатков

Мордора, и вот тогда-то воцарится мир, согласие и вечное счастье, viribus

units, с божественной (чародейской) помощью.